staty

 

   Входя в селение или город ,путники первым делом шли на базар. Именно на базаре можно было получить всю информацию о том, чем и как живут здесь люди . К тому же, это было безусловное место пропитания, где торговцы свободно расставались с частью своих средств в пользу нищих. Каждый торговец знал, что, подавая милостыню, он, тем самым, привлекает к себе удачу, которая всегда сопутствует странствующим дервишам. Проходя по торговым рядам, путники получали и еду ,и деньги ,и одежду. Они брали все , что им подавали ,и столько, сколько могли унести с собой. Это всегда было больше той нормы ,которую могли оставить у себя странники. Утолив свой голод пищей ,они раздавали полученную на базаре милостыню местным нищим , калекам и детям, а сами после недолгого отдыха опять отравлялись в путь.
    Очень часто караванщики брали дервишей к себе в попутчики, в дороге предоставляя им кров и пропитание, ибо также, как торговцы, караванщики верили, что удача и постоянная молитва дервишей помогут им беспрепятственно достичь места назначения, и вряд ли кто из разбойников отважится напасть на караван, в котором следуют «Божьи люди».
    Чем дольше «попутчик» находился со старцем, тем все чаще он замечал, что временами старик становился совсем « сумасшедшим». Он мог ни с того, ни с сего спровоцировать драку на многолюдной, базарной площади , или « на глазах» у всех правоверных мусульман снять с «попутчика» штаны и заставить его мочиться. Все эти действия являлись проявлением крайнего неуважения и невиданной дерзости по отношению к собиравшейся, ошарашенной толпе .И результатом этих выходок всегда были суровые избиения и побивания путников камнями. Самым надежным местом для залечивания ран, как ни странно, являлся мазар .Здесь было спокойно и старик находил на кладбище все, что было нужно для быстрого выздоровления, будь-то лечебная трава, или вода, которую старец тщательно начитывал перед тем ,как использовать ее ввиде лекарства.
  
  Провокации старика-дервиша приучали «попутчика» быть всегда во внимании и не терять нить с зикром. Постоянно вспоминая имена Бога, молодой дервиш учился не отождествляться с ситуацией, а все время стараться помнить себя. Наградой за эти усилия и испытания было уверенное чувство внутреннего покоя и полное упование на Всевышнего.
    В таком ритме проходили месяцы, годы. На халате «попутчика» появлялось все больше и больше заплат, а на теле - все больше шрамов и синяков. Но теперь это не беспокоило его как раньше, потому что он познал ощущение постоянного единения с Богом. Дервиш-наставник видел все эти изменения в «попутчике» и в один, значимый момент, когда силы и сама жизнь старца подходили к концу, он подозвал его к себе и сказал:
     - Я передал тебе все, что познал сам. А теперь ты должен идти своим путем. И быть может, Бог пошлет и тебе твоего попутчика.
    Приняв из рук старца его посох и четки, «попутчик» , теперь уже в полной мере ставший странствующим дервишем, продолжил свой нелегкий путь по пыльным дорогам бескрайних пустынь и запутанным лабиринтам своей души.»
    Забегая вперед, хочется сказать:
   - Ах, как прозорлива наша судьба, которая моментально дает нам ответы на наши вопросы. И казалось бы случайный листок из книги, может оказаться судьбоносной подсказкой и путеводной картой на жизненном пути. Но это так не просто, увидеть и понять намеки судьбы. И только, по прошествии значительного времени, становится понятным куда и зачем ведет нас наша судьба.

    *Харабати – странствующие дервиши-поэты, музыканты, сказители опьяненные любовью к Богу. От персидского слова Харабат – городские трущобы, где в средневековом Иране торговали вином. В суфийской традиции – это «Таверна среди руин» обитель дервишей. 

 Отрывок из книги Санджара Абдул Малика «Люди упрёка и порицания».

1 2 3

Сайт "Живое Знание"