staty
 
 
    В своих отношениях ко мне Карим был достаточно сдержанным и в большей степени строгим. Он придерживался учения харабати и считал, что если человек хочет чему-то действительно научиться, он будет предельно внимательным и максимально настойчивым в своем стремлении. Такие проявления человеческих качеств как лень, слабость, страх, ненависть не должны присутствовать в процессе духовного роста человека. И Карим, очень строго следил за этим, не позволяя себе и мне даже малейшего намека на эти качества. А поскольку я прошел процедуру « баята» (посвящения) и взял на себя определенные обязательства, спрос с меня был еще строже. Постоянный зикр и предельная внимательность были основной моей практикой на данный момент.
    Еще в Москве Карим сказал ,что берет меня под свою опеку только на время и мой главный учитель впереди, но эту встречу с ним, еще нужно заслужить.
И я служил, и ждал своего учителя, в надежде, что при очередной встречи с харабати Карим скажет мне:
   - Теперь ты пойдешь с этим человеком.
   Но этого не происходило. И уже в который раз я вспоминал строчки, выученные  наизусть, из маленького книжного листа вырванного кем-то, когда-то, из какой-то книги и найденного мной случайно на дороге, ставшего для меня путеводной звездой:
«… На этом пути нельзя было обойтись без старца-наставника, который мог бы ознакомить с премудростями дервишской жизни. Если молодому искателю встречался такой старец, то он всеми средствами пытался расположить его к себе в надежде, что тот не прогонит его и разрешит какое-то время быть рядом с ним. Единственным методом обучения была возможность всюду следовать за старцем и максимально быть внимательным, ибо никакие вопросы к наставнику не получали ответа, или ответы были такими, что еще больше ставили в тупик. Если, по прошествию определенного времени, старец решал, что «молодого» можно чему-то научить, он оставлял его возле себя и с этого момента тот становился «попутчиком». Странствуя из города в город, от базара к базару, от мазара (кладбище) к мазару , «попутчик» учился постоянно быть в движении, ибо как объяснял старец : «Весь мир находится в действии, каждая Божия частица внутри нас и во вне движется, так и дервиши не должны больше одного дня находиться на одном месте».
    Перемещаясь от одного привала к другому «попутчик» чувствовал свою полную зависимость от тех условий, в которых он оказывался каждую следующую минуту. Обостренное внимание, умение видеть малозаметные знаки и постоянное нахождение в зикре (произношение имен Аллаха) — это те моменты, которым прежде всего обучался молодой путник находясь в присутствии старца. Важным пунктом обучения была возможность стать из полностью зависимого от ситуаций человека хозяином самого себя, а, следовательно, и хозяином любых ситуаций. Но этот навык приобретался только тогда, когда вырабатывалось умение не отождествляться с теми условиями, в которых мог оказаться путник. И основным инструментом для тренировки не отождествления был зикр, постоянное исполнение которого, будь-то в движении или покое, позволяло сосредоточить все внимание только на Боге. В результате вырабатывалось стойкое чувство внутренней гармонии и единства с Тем, от Кого зависел каждый шаг, каждый вздох, каждый миг жизни.
    Странствуя по городам и дорогам, и днем, и ночью, путник учился во всем следовать своему наставнику. Он учился видеть его глазами, слышать его ушами, а главное, чувствовать его сердцем. Сам же старец не прилагал к обучению никаких усилий. Весь процесс восприятия зависел от способности ученика «схватывать все на лету», ибо в любое время старик мог прогнать его без объяснения всяких причин.
    Конечно, прямого наставничества со стороны старца не было, но «попутчик» стал замечать, что раньше старик никогда не пускал его впереди себя и не оставлял рядом с собой, а давал понять, что его место сзади. Однако, со временем ,старец все чаще и чаще разрешал быть рядом, а иногда отправлял и вперед, дабы «молодой» первым мог ощутить на себе ту ситуацию, в которой они оказывались в следующий момент. И все это говорило о том, что старик больше начинал доверять «попутчику», не явно, но скрыто, передавая ему свои знания.

1 2 3

Сайт "Живое Знание"