Воскурения дервишей и другие атрибуты

altar

   Кроме вышеизложенных атрибутов, характеризующих внешний облик дервишей, можно назвать еще несколько предметов, которые использовались ими в качестве символов, означающих их принадлежность к данной категории духовных искателей.
   На картинах и гравюрах 15-18 вв. можно увидеть изображения дервишей с различными предметами, напоминающими оружие. Это табарзины и буздыханы – небольшие топорики и булавы. Дервиши носили их с собой как символ отсечения самости (нафса) и добровольного отказа от преобладания мирских желаний. Кроме символического значения топорики, булавы и даже посохи с острыми металлическими наконечниками могли использоваться и как оборонительные средства. Учитывая, что дервиши постоянно находились в пути, пересекая бескрайние пустыни и гористые районы, где водились дикие звери, эти предметы могли оказать им неоценимую услугу по защите их жизни и здоровья.

   Но не только эти атрибуты были характерны для дервишей 15-18 вв. Их часто изображали увешанными всевозможными обручами и кольцами, четками, бубенцами и колокольчиками – всем тем, что придает экстравагантность образу. К тому же на Ближнем Востоке дервиши-каландары этого периода использовали для привлечения внимания различные музыкальные инструменты: барабаны, бубны, флейты и рожки различных размеров. Такова была специфика их учения.
   И наконец, нельзя обойти вниманием еще один предмет (атрибут), используемый дервишами при ритуале очищения жилища, одежды, больных людей и животных, – это окуривание дымом.

altar2

*Традиция воскурения сейчас мало где сохранилась… Мы можем вспомнить ладан в православной церкви. Можжевельник, который воскуривают буддисты – буряты и тувинцы. И, наконец, окуривание гармалой в Средней Азии.

   В мусульманском мире (особенно в Азии) гармала – основное средство для окуривания. Однако она известна  и другим народам. Гармала обыкновенная (Peganum harmala) имеет также названия: дикая рута, могильник, одраспан, испанд, хазориспанд, исрик, кармал. Это многолетнее травянистое растение произрастает на холмах и в степях на юге европейской части России, на Кавказе, в Средней Азии, а также в Южной Европе, Северной Африке, Западной Азии, Монголии и Китае – на трех континентах.

   Для окуривания используется высушенная верхняя часть растения, на которой уже сформировались семенные коробочки. Иногда используются измельченные сухие листья и семена, которые бросают на угли.
   Запах гармалы трудно охарактеризовать: он не имеет аналогов. Можно лишь сказать, что этот запах сухой, немного похож на полынь, но без удушливости; терпкостью своей он напоминает запах хорошего табака. В отличие от многих других курений дым гармалы не ест глаза. Есть у него и еще одно замечательное свойство: он дает в доме ощущение уюта и спокойствия.

pic4

   Могильник упоминается еще в «Авесте» (VII-V вв. до н.э.), древнейшем памятнике персидско-таджикской культуры, как успокаивающее и очистительное средство. Им окуривали больных, храмы и места погребения. Средневековый армянский врач Амирдовлат Амасиаци считал, что семена гармалы обладают одурманивающим действием.
   На Памире из гармалы в смеси с коровьим маслом и мукой приготовляют курение, которым кадят во время некоторых домашних ритуалов, уходящих корнями в домусульманские времена. Для такого воскурения на очаге имеется специальное место, которое считается священным. В Таджикистане гармалой окуривают паралитиков, лечат от кори, от душевных болезней, причиненных чьим-либо дурным или колдовским влиянием; воскуривают для помощи женщине во время родов. Производят окуривание коровника, чтобы помочь отелившимся коровам, овцам и прочему скоту. Перед этим трижды произносится заклинание: испанд зажигают и проговаривают «Суф-куф» (вероятно, это производные от арабских слов «сафа» – «чистота» и «кафи» или «Аль-Кави» – одно из 99 святых имен Аллаха, которое означает «Сильный»). Дым испанда проходит под приподнятой одеждой; окуриваемый человек чихает, и «порча из него выходит» (зиенаш баромад). Таджики Каратегина и Дарваза хазориспанд кладут в колыбель, под тюфяки и подстилки, а также носят под одеждой на теле от «дурного глаза».

pic5

   Надо сказать, что сила окуривания увеличивается в несколько раз, когда перед его совершением читается молитва или заклинание.

   Интересен очень редкий способ получения лекарства из гармалы в Северном Таджикистане. Куст растения весной закрывают старым, побитым, с трещинами и дырками казаном (чтобы поступал воздух). Испанд растет, и в течение нескольких недель из его выделений на стенках казана образуется слой липкого смолообразного вещества, которое соскабливают ножом. Это вещество считается самым эффективным лекарством, которое лечит от всех недугов. Конечно, трудно представить, чтобы это действительно было так, однако испанд на самом деле обладает огромной жизненной силой: он растет на таких местах, где подчас другое растение существовать не может. И вот этот великолепный «жизненный дух» растения осаждается на стенках казана. Болезни часто происходят от слабости, потери жизненных сил, а такое вещество может вдохнуть в человека новую жизнь, научить его выдерживать палящий зной и жестокий ветер нашей жизни. Это поистине чудесная субстанция, а способ ее получения, вероятно, изобретен средневековыми арабскими алхимиками.
   Воскурение гармалы широко известно и в других республиках Средней Азии. В Узбекистане гость во время окуривания нередко подставляет под дым руки, окуривает шапку или тюбетейку изнутри. В Туркмении (в Чарджоу) гармалой окуривают детей, у которых появляется сыпь на теле. А в двадцатые годы при недостатке лекарств ею окуривали даже холерные и чумные бараки. А если в семье появляется новорожденный, окуривают комнату, куда его собираются внести (и не только комнату: воскуривают гармалу за дверями и окнами, на пороге и подоконниках). В гармале при этом видят первейшее средство от сглаза детей (в таком качестве ее рекомендуют иметь дома в виде пучка, повешенного на правой стороне дверного косяка внутри комнаты).

   Что же касается выбора растений для воскурения, то туркменские старики считают наилучшей гармалу, собранную в пустыне, а не в горах. Ее  свободно можно купить на рынках почти по всей Средней Азии. Обычно гармалу продают в рядах торговцев специями. Она выглядит  как пучки сушеных стеблей, на которых, кроме веточек и листьев, уже сформировались семенные коробочки. Длина такого пучка достигает 20-30 см. Цвет высушенной травы желтый, реже зеленоватый (желтая трава имеет более мягкий и не такой терпкий дым).

 

   Вещество гармин, содержащееся в этом растении, оказывает возбуждающее действие на центральную нервную систему, понижает кровяное давление, учащает дыхание, расслабляет мускулатуру кишечника, сердца и расширяет периферические сосуды. Однако в больших дозах гармин может вызвать судороги.

   В наше время, иногда еще можно встретить на восточных базарах дервиша, окуривающего торговые ряды, продавцов и покупателей чудодейственным дымом священной гармалы.

 

*Отрывок взят из статьи С.Москалева «Воскурения дервишей». Журнал «Наука и религия»

Сайт "Живое Знание"