Посох (Эса)

Posoh

   Предметы дервишей несут в себе особый энергетический заряд, который накапливается в них благодаря усилиям их владельца и той благодати, «бараки», которая изначально была заложена в эти предметы при изготовлении.
   Наряду с четками, изготовление посоха требует особого медитативного состояния. Весь процесс, от поиска необходимого материала до конечного этапа — полировки предмета, сопряжен с внутренним намерением «ният» и полной концентрацией мастера на продукте своей работы. Постоянное чтение зикра при изготовлении посоха создает необходимые условия для производства поистине магического изделия, наделенного силой и благодатью Всевышнего.
   Отличительной особенностью именно дервишского посоха является то, что материал, из которого он будет изготавливаться, должен иметь изначальную чистоту. Если посох изготавливается из кости или рога дикого животного, то находят такое, которое умерло естественной смертью или само сбросило рога. Если посох делают из дерева, то оно должно быть сухим и желательно иметь какие-либо изъяны в виде бугров, наростов или шипов: ибо такое дерево не вызывает ни у кого желания обладать им, и кроме дервиша оно никому не нужно.

   Первый этап в изготовлении посоха начинается с поиска материала для его производства. В Средней Азии, например, чаще всего для этих целей использовали местные породы дерева: чинар, карагач, орех, тут, тополь, груша, айва, арча, джида.

   Для странствующего дервиша важным условием при изготовлении посоха являлся его вес. Материал должен быть прочным и легким. В большей степени этим условиям соответствует арча, преимущественно из горных районов.

   Арча — тюркское название можжевельника, унаследованное от персов. Это дерево обладает небывалой жизнестойкостью, и порой кажется, что оно растет буквально из камня. В народе арчу называют не иначе как чудо-деревом, о котором ходит немало поверий и легенд. Так, считается, что ребенок, спящий в арчовой колыбели, будет наделен богатырским здоровьем и многими талантами. Посох из арчи бывает достаточно бугристой фактуры, но сама по себе древесина этого дерева обладает определенной легкостью, так как горные ветра высушивают ее почти полностью.

Pic3

   Следующий этап заключается в обработке самого древка для посоха и креплении к нему металлического наконечника и цепочки или ремня для ношения на плече. Размеры посоха бывают совершенно разные: от небольшого, в виде трости, до высокого, в рост человека, и выше.
   Достаточно часто посоху приделывается «язык». Так называются металлические кольца и колокольчики, которые крепятся на древке и издают определенное ритмичное звучание во время ходьбы. Этот ритм помогает дервишу находиться в состоянии постоянного зикра.
   Вся процедура подготовки и изготовления посоха носит глубокий медитативный характер. Поэтому посох наделяется мощной энергетической силой. Как свидетельствуют многие мифологические источники, сила посоха в руках святого может превратить сухую ветку в цветущее дерево, больного человека в здорового, безводную пустыню в оазис с чистой родниковой водой.

   В суфийской традиции посох или прут был символом силы и знаком руководства, обладающим живой энергией, способной творить чудеса. Достаточно часто для суфийских шейхов изготавливали посохи с растительным и животным орнаментом, украшенным медной и серебряной отделкой.

   Посохи странствующих дервишей были гораздо проще и имели сугубо прагматическое значение. Они предназначались прежде всего для облегчения движения во время ходьбы. Поэтому в данном случае, чем легче и удобней была палка, тем более она была предпочтительна для дервиша.
   Тем не менее этот атрибут дервишества также считался кладезем духовной силы его хозяина. Некоторые дервиши долгие годы не расставались со своими посохами. И тогда эти предметы становились священными, ибо пыль пройденных дорог и усилия дервишей рассматривались уже в метафизическом значении. Такие посохи становились реликвией и передавались из поколения в поколение как атрибут святости.

Pic5

Сайт "Живое Знание"